» Этапы развития колледжа культуры и искусств имени И.С.Палантая

10:33
Этапы развития колледжа культуры и искусств имени И.С.Палантая

В истории каждого учебного заведения можно выделить определённые  этапы, периоды его развития. Каждый этап, как отдельная стадия общего процесса движения вперёд, характеризуется своими особенностями, временными рамками, которые вызываются  объективными и субъективными условиями общественного развития. Периодизацию истории развития  учебного заведения можно провести по самым разным критериям. В нашем случае за основной критерий каждого выделяемого   этапа мы брали  коренные изменения в содержании подготовки специалистов.

В данной работе мы попытались выделить значимые этапы в истории развития  Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С.Палантая. Уверены, что глубокое знание истории  учебного заведения,  его переломных этапов позволяет точнее и  увереннее выстраивать нам перспективы развития  колледжа. История учебного заведения неразрывно связана с историей государства и каждый период его развития отражает социально-политические изменения в обществе. Часто начало нового периода, этапа в развитии учебного заведения связано с его переименованием. Таким образом,  на данном отрезке времени происходит  переход количественных изменений в качественные и это отражается в новом названии. Наше  учебное заведение в своей истории  несколько раз меняло своё название. Перечислим наиболее значимые, на наш взгляд, названия в истории колледжа.

  1. Марийская республиканская культурно-просветительная школа (1947-1966);
  2. Марийское республиканское культурно-просветительное училище (1966-1989);
  3. Марийское республиканское училище культуры (1989-1993);
  4. Марийский республиканский колледж культуры и искусств (1993-2005);
  5. Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С.Палантая (с 2005 г. по настоящее время).

 

Первым этапом в жизни нашего учебного заведения мы считаем функционирование и развитие культпросветшколы  с 1947 по 1959 годы. Назовём некоторые особенности этого периода.

- Культпросветшколы готовили специалистов широкого профиля: организаторов и методистов клубной работы, которые были как в поговорке«И чтец, и жнец, и на дуде игрец».

- Ведущие учебные предметы, например, клубоведение, были предельно идеологизированы и жёстко проверялись партийными органами.

- Культпросветшколы были порождением Советской власти и её стержня – Коммунистической партии. Они были призваны готовить культпросветработников - идеологических работников партии и свою работу, в целом, выполняли добросовестно и достаточно эффективно.

Активное развитие сети учреждений культуры, расцвет самодеятельного художественного творчества в пятидесятые-шестидесятые годы потребовали более подготовленные в профессионально-художественном отношении кадры. Выпуск специалистов с достаточно общей квалификацией – «Организатор и методист клубной работы» - уже перестал удовлетворять общество. Газета «Марийская правда» за 26 апреля 1959 года писала: «Художественная самодеятельность стала не только школой артистического мастерства для её участников, но и своеобразным университетом художественного воспитания для зрителей…Огромное значение имеет качество исполнения. Если выступления самодеятельных артистов невыразительны, тусклы, то они по-настоящему не волнуют зрителя, не произведут воздействия на его душу, разум. За последнее время в республике появилось много хоровых коллективов. И это отрадно. Но вызывает досаду, что пение сплошь и рядом одноголосое, мелодия искажается. Или взять, скажем, танцы. Они часто примитивны, лишены содержания, мысли, сюжета. Самодеятельные артисты не могут порой глубоко раскрыть идею произведения, создать образ.

Объясняется это тем, что многие руководители кружков не имеют глубоких знаний в области искусства, не знакомы с нотной грамотой, с основами работы над ролью и т.п. Серьёзный упрёк следует сделать республиканской культпросветшколе. Она выпускает малоподготовленных работников, зачастую не умеющих практически организовать дело…»

С конца 50-х – начала 60-х годов культпросветшколы, затем культпросветучилища начинают готовить клубных работников, способных руководить самодеятельными коллективами по конкретной специализации – хоровой, танцевальной, театральной, инструментальной. В 1959 году наше учебное заведение провело приём учащихся по следующим направлениям подготовки:

клубный работник, руководитель самодеятельного хорового коллектива;

клубный работник, руководитель самодеятельного танцевального коллектива.

Таким образом, начался второй и самый длительный этап в истории учебного заведения – этап культпросветучилища (1959-1993). Даже приём в 1959 году был подан под новым названием: «Марийское республиканское культурно-просветительное училище объявляет приём учащихся на 1959-1960 учебный год на следующие отделения…» («Марийская правда» за 1 июля 1959 года). Но окончательный переход на это новое название был осуществлен только через семь лет, в 1966 году.

С 1962 года начинается подготовка клубных работников, руководителей самодеятельных театральных коллективов, с 1965 года – клубных работников, руководителей самодеятельных оркестров народных инструментов. В 1963 году открывается библиотечное отделение, причём подготовка библиотечных работников началась сразу по очной и заочной формам обучения. Таким образом, в 1963 году начинается подготовка специалистов без отрыва от производства по заочной форме обучения.

Назовём некоторые особенности второго этапа развития учебного заведения.

- Появление различных специализаций подготовки специалистов, что позволило поднять профессиональный уровень выпускников культпросветшколы – культпросветучилища – училища культуры.

- Начало подготовки специалистов без отрыва от производства по программам заочной формы обучения.

- Именно в этот период была создана основная материальная база учебного заведения, в т.ч. построены учебный корпус и общежитие.

- Некоторое ослабление партийного влияния, которое всё более ощущалось по мере приближения1991 года.

С горбачёвской перестройкой в Советском Союзе начались серьёзные социально-политические изменения. Постепенно начала развиваться многопартийная система, плюрализм в обсуждении вопросов и принятии решений, изменилась международная политика, в ходу стали такие понятия как «гласность», «демократия», «рынок». Ушла, в основном, в советское прошлое идеологическая и просветительская направленность в работе выпускников нашего учебного заведения. Поэтому во второй половине восьмидесятых годов по всему Советскому Союзу культпросветучилища были переименованы в училища культуры. Одно дело – получить безобидное и вполне нейтральное название, другое дело – после снятия идеологических функций найти свою нишу, свой участок на образовательном поле Марий Эл и России. Ситуация нередко усугублялась тем, что в условиях нарождающегося рынка кое-где стали механически сравнивать качество выпускников похожих специальностей училищ культуры и музыкальных училищ, не вникая в тонкости этого процесса и в получаемые квалификации выпускников. Словом, нужно было доказать себе и обществу, что учебное заведение без всякого дубляжа имеет свою образовательную траекторию, готовит востребованных обществом специалистов.

В 1993 году в результате большой подготовительной работы Марийское республиканское училище культуры получило статус колледжа культуры и искусств, новый вид образовательного учреждения – колледж. С этого года начинается новый этап в биографии колледжа. Назовём некоторые особенности третьего этапа в развитии учебного заведения.

- Исчезла явно выраженная в прошлые десятилетия политико-идеологическая составляющая в подготовке специалистов.

- Появилась относительно большая свобода для широкого образовательного маневра и экспериментов.

- Стали реализовываться образовательные планы базового и повышенного уровней (базовая подготовка и углублённая подготовка) с явным приоритетом объёма учебных часов в пользу дисциплин специальностей и специализаций.

- Началось активное освоение специальностей искусства.

 В 2005 году в результате реорганизации Марийского республиканского колледжа культуры и искусств путём присоединения к нему Йошкар-Олинского музыкального училища им. И.С. Палантая колледж получил новое название: «Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая».В составе колледжа в настоящее время действуют два факультета:

- факультет культуры и театрально-зрелищных искусств, в прошлом - Марийский республиканский колледж культуры и искусств;

- факультет академической музыки – бывшее  Йошкар-Олинское музыкальное училище им. И.С.Палантая.

Колледж культуры и искусств в середине девяностых готовил специалистов по двум специальностям. Сегодня факультет культуры и театрально-зрелищных искусств колледжа готовит кадры по девяти  специальностям

Таким образом, по содержанию работы и качественным особенностям  подготовки специалистов развитии мы  выделяем три основных этапа в колледжа культуры и искусств имени И.С.Палантая. Условно назовём их так:

  1. Этап культпросветшколы (1947-1959);
  2. Этап кульпросветучилища (1959-1993);
  3. Этап колледжа культуры и искусств (с 1993 года).

 

Внутри каждого основного этапа можно при желании выделить по определённым критериям более короткие по времени периоды развития колледжа.Названий и переименований у учебного заведения было гораздо больше, но они носили в чём-то конъюктурный и субъективный характер, не меняющий по большому счёту сути и принципов в содержании работы колледжа.

Настоящее время рождает новые требования в области художественногообразования, а также в деле подготовки специалистов социокультурной сферы. Например, сегодня нельзя готовить библиотекарей в обычном понимании этого слова. Нуждается в замене само название профессии, а вместе с ней должно произойти коренное изменение в идеологии и содержании подготовки специалистов по информационным ресурсам. В связи с быстрым изменением запросов молодёжной среды идут большие споры по содержанию подготовки организаторов и менеджеров социально-культурной деятельности.

Мы не сомневаемся, что хорошее знание исторического пути учебного заведения, его узловых этапов и периодов развития, поможет в глубоком осознании настоящего момента, объективной оценке реальной действительности.

Просмотров: 436 | Добавил: bad | Рейтинг: 5.0/1

Написать директору

Форма входа

Поиск




Как хорошо вы знаете историю колледжа? Проверьте себя.

Национальные герои Республики Марий Эл

Год экологии в России



Персональные данные

Участник конкурса

Участник конкурса

Минкульт

Анализ веб сайтов Яндекс.Метрика
Хостинг от uCoz